Отчёт
о результатах самообследования
МКДОУ «Детский сад №6»
за 2013 - 2014 учебный год
С целью определения эффективности образовательной деятельности дошкольного учреждения за 2013-2014 учебный год, выявления возникших проблем в работе, а также для определения дальнейших перспектив развития ДОУ было проведено самообследование выполнения поставленных задач по следующим разделам:
I. Выполнение годовых задач, поставленных перед коллективом;
II. Результаты образовательной деятельности;
III. Состояние здоровья воспитанников;
IV. Результаты повышения квалификации и аттестации педагогов.
Реализуемые программы детского сада помогают наиболее полному личностному развитию воспитанников, повышают их информационный уровень и способствуют применению полученных знаний, умений и навыков в их практической деятельности, дают возможность педагогам реализовать свой творческий потенциал.
Ближайшее окружение МКДОУ «Детский сад №6» МОУ СОШ № 7, СОШ № 1, ГБУЗ СК «Предгорная ЦРБ», администрация Предгорного муниципального района. Непосредственно участок детского сада занимает площадь примерно 0,9 гектара. На территории учреждения имеются различные виды деревьев и кустарников, цветники. Опасных мест для прогулки на территории детского сада нет, удобрения и ядохимикаты на участке не применяются. Уровень освещённости, влажности соответствует санитарным нормам.
МКДОУ «Детский сад №6» осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 1 сентября 2013 г., а так же следующими нормативно-правовыми и локальными документами:
- «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» принятое в соответствии с Постановлением Правительства от 16 апреля 2012 года № 300 и, вступившим в силу с 1 мая 2012 года;
- Конвенцией ООН о правах ребёнка.
- Уставом МКДОУ «Детский сад №6 комбинированного вида»;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13.;
- Договоромоб образовании по образовательной программе дошкольного образования
между ДОУ и родителями (законными представителями) и локальными актами образовательного учреждения;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 21.10.2010 г 03-248 «О разработке Основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
- «Федеральные государственные требования к условиям реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
- ФГОС вступивший в силу с 01.01.2014 года.
В МКДОУ № 6 функционируют 10 групп: 1 группа ясельного возраста; 9 групп дошкольного возраста, из них: 2 группа компенсирующей направленности.
Режим работы Учреждения - 10 часов: с 07.30 до 17.30 при пятидневной рабочей неделе. Государственные праздники, суббота, воскресенье - выходные дни.
Основное внимание в 2013-2014 учебном году было уделено выполнению приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации, реализации государственной политики в сфере дошкольного образования с учетом региональной специфики и запросов населения на образовательные услуги. МКДОУ № 6 реализует Основную общеобразовательную программу.
Для этого были выделены следующие задачи:
-
Оптимизация двигательной активности детей с целью укрепления здоровья, достижения хорошего уровня физической подготовленности.
-
Совершенствование речевого развития детей через театрализованную деятельность.
-
Повышение эффективности работы с родителями путем активного включения в проектную деятельность детского сада.
Дошкольное учреждение укомплектовано педагогическими кадрами и техническим персоналом. В ДОУ работают 23 педагога. Заведующая Миляева Л.В.; отличник просвещения, руководитель — СЗД. Образовательную деятельность ведут следующие педагогические работники: старший воспитатель, 2 музыкальных руководителя, 2 учителя-логопеда, педагог-психолог.
Высшее образование имеет: 15 человек - 65%, среднее специальное 8педагогов. На заочном обучении в высшем учебном заведении находятся 2 педагога.
5 педагогов (22%) имеют высшую квалификационную категорию, 8 педагогов (35%) имеют 1 квалификационную категорию, 7 педагогов – СЗД, 3 педагога не имеют категории (вновь прибывшие).
В 2013-2014 учебном году были аттестованы:
- на первую квалификационную категорию – 6 человек
Подали заявление на первую категорию на 2014-2015 учебный год– 2 человека (воспитатель Мельникова Н.А., учитель-логопед Саакян А.Н.).
Таким образом, профессиональная компетенция педагогического состава МКДОУ № 6 позволяет успешно решать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи с учетом современных требований.
Педагоги ДОУ не только активно посещали методобъединения, но и проводили открытые мероприятия и вели проектную деятельность в ДОУ.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации(Минобрнауки России) г. Москвы"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" вступившего в силу с 1 января 2014 года. В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст.4036), подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702), пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377), первое место в работе ДОУ № 6 было отведено изучению и введению в практику работы ФГОС к структуре образовательной программы дошкольного образования. Деятельность ДОУ организована в соответствии с уставом, планами и локальными актами учреждения, обеспечена годовым и календарно-тематическим планированием. Содержание планирования включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому. Учитываются принципы модели организации образовательного процесса в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами.
В МКДОУ № 6 разработан план внедрения ФГОС в 2014-2015 учебном году.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграции. В процессе планирования учитываются следующие параметры:
-
Общий объем непосредственно образовательной деятельности.
-
Продолжительность периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня, распределение периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня (в первую и во вторую половину).
-
Перерывы между периодами непрерывной непосредственно образовательной деятельности.
-
Основные виды деятельности детей в конкретные периоды непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня, недели и их чередование.
-
Образовательные области, задачи которых решаются в каждой из конкретных периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности.
-
Формы работы, в которых осуществляется непрерывная непосредственно образовательная деятельность.
С целью приведения календарного планирования в соответствие с ФГОС, в течение года работала творческая группа в составе: старшего воспитателя, воспитателей и специалистов. В процессе планирования соблюдаются следующие принципы:
- принцип интеграцииобразовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «»Художественно-эстетическое развитие»;
Еще один из ведущих принципов – это принцип комплексно-тематического планирования, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг общей темы, которая на определённое время становится объединяющей: «Моя семья», «Наш детский сад», «Золотая осень» и т.д. При выборе темы учитываются интересы детей, задачи воспитания и развития, текущие явления (например, времена года) и яркие события (например, праздники).
В нашем детском саду накоплен достаточный опыт проведения интересных, познавательных проектов по разным тематикам. Работа в 2013 — 2014 учебном году была наполнена олимпийским духом. Была проведена малая Олимпиада между детьми детского сада, организована районная спортивное мероприятие среди дошкольников ДОУ № 6 и ДОУ № 5. Все дети были награждены грамотами и сувенирами.
Педагогами ДОУ разработано комплексно – тематическое планирование на учебный год.
В комплексно-тематической неделе за основу берется познавательное занимательное дело. К нему разработана сопутствующая ОД (развитие речи, лепка, аппликация, конструирование, рисование), которые продолжают основную тему недели. В разных видах детской деятельности дети познают необходимый объем знаний, умений и навыков по теме.
Педагоги стали более тщательно планировать и организовывать образовательную деятельность не только на НОД , а в течение всего пребывания ребенка в детском саду: через все виды детской деятельности, основной из которых является детская игра, что соответствует ФГОС.
Воспитателями тщательно продумывается содержание развивающей среды по возрастам. Они еженедельно стараются обновлять игровую и наглядную среду в зависимости от темы недели. При планировании педагоги предусматривают виды самостоятельной свободной детской деятельности в специально подготовленной развивающей среде ДОУ, где дети могут закрепить знания, умения, навыки в самостоятельных играх и взаимодействии с окружающей средой. Иллюстрации, книги, игрушки, работы детей, использованные на тематической неделе, оформляются в группе, чтобы дети вне занятий повторно рассматривали, использовали для игры, беседовали со сверстниками в свободной обстановке и тем самым закрепляли свои знания по теме.
- принцип взаимодействия с семьёй. Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Родители принимают активное участие в жизнедеятельности детского сада: тематические выставки («Мастерская Деда Мороза», «Лучшая поделка из снега», «Космос», выставки поделок для сюжетно-ролевых игр и др.)
Хорошей традицией нашего детского сада стала организация различных смотров - конкурсов, в которых принимают активное участие сотрудники детского сада, родители и дети. Один из ярких конкурсов - «Папа, Мама, я — спортивная семья».
Также родители оказывают большую помощь по благоустройству территории детского сада.
На высоком уровне велась работа в плане оформления наглядной информации для родителей. Яркие, красочные, со вкусом оформленные стенгазеты, стенды и папки, газеты привлекают внимание родителей и оказывают немаловажное значение в их педагогическом просвещении.
Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя. Именно на это и направлен принцип взаимодействия с семьёй, обозначенный в тексте ФГОС. В настоящее время в нашем дошкольном учреждении в группах старшего возраста предоставляются бесплатные дополнительные образовательные услуги.
Педагогический коллектив МКДОУ № 6 поддерживает связь с учителями школ, которые свидетельствуют о достаточно высоком уровне самостоятельности, эмоциональности, самодисциплине, способности к познавательной деятельности, учебной активности, коммуникативным навыкам. В 2014 году в школы выпущено 42 ребенка. В этом учебном году педагоги ДОУ, согласно программе начальной СОШ, продолжали использовать комплексно образовательную программу развития и воспитания дошкольников «Детский сад — 2100».
Большую помощь детскому саду, в подготовке детей к школе оказали совместные мероприятия детской районной библиотеки во главе с заведующей отделом обслуживания детей Перепелица Г.В.
Таким образом, взаимодействие МКДОУ с учреждениями социума позволяет решать проблемы всестороннего непрерывного развития личности воспитанника, вести непрерывную работу по укреплению физического и психического здоровья воспитанников, а также стимулировать непрерывное профессиональное развитие педагогов.
В соответствии с ФГОС обучение детей строиться как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая постоянный рост их самостоятельности и творчества. При построении педагогического процесса основное образовательное содержание педагоги осуществляют в повседневной жизни, совместной с детьми деятельности, путём интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра.
Гарантия успешного осуществления педагогического процесса – культура развивающей среды, совокупность рационального использования рабочего времени, потребности педагогов в инновационной деятельности. Развивающая предметная среда в ДОУ организована с учетом традиционных видов детской деятельности: игры, рисования, лепки, конструирования, театрально - художественной деятельности. Наиболее популярными являются игровые центры релаксации и зоны для свободной самостоятельной детской деятельности. Однако, имеются существенные проблемы, которые не позволяют детскому саду в достаточной мере обеспечить учебно-воспитательный процесс – недостаточная материально-техническая база ДОУ (нет компьютерного обеспечения для детей и педагогов).
Большое значение в работе ДОУ имеют практические занятия по привитию детям навыков безопасного поведения. С этой целью оформлены уголки безопасности, изготовлены методические пособия, макеты, ширмы, имеются планы работы.
Сохранение и укрепление здоровья детей – еще одно из основных направлений работы ДОУ. Только здоровый ребенок способен на гармоничное развитие, поэтому формирование привычки к здоровому образу жизни были и остаются первостепенной задачей детского сада.
ДОУ организует разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализует комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Систематически проводятся: утренняя гимнастика, как средство тренировки и закаливания организма, медико-педагогический контроль, подвижные игры на прогулке, физкультминутки на занятиях. Организованы занятия, которые направлены на развитие скоростно-силовых качеств и выносливости детей, на профилактику плоскостопия у детей, укрепление опорно-двигательного аппарата, приобщение к здоровому образу жизни.
Педагогический коллектив ДОУ уделяет должное внимание закаливающим процедурам, которые подходят для детей всех трех групп здоровья, а это щадящие методы закаливания: игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна, включающая релаксационную и дыхательную гимнастику, упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки у детей; хождение босиком по «дорожке здоровья», утренний прием на свежем воздухе, и др.
Питание детей организовано в групповых комнатах согласно СанПиНа, 4-х разовое, для всех детей. Поставки продуктов питания организованы на договорной основе. Пищеблок оборудован соответствующими СанПиНа цехами, штатами и необходимым технологическим оборудованием. Основой организации питания детей в ДОУ является соблюдение рекомендуемых наборов продуктов и рационов питания, позволяющих удовлетворить физиологические потребности дошкольников в основных пищевых веществах и обеспечить их необходимой калорийностью. В ДОУ соблюдается рецептура и технология приготовления блюд, оставляется суточная проба готовой продукции, выполняются нормы вложения сырья, вкусовое качество приготовленных блюд соответствует требованиям.
Из всего вышесказанного следует, что педагоги МКДОУ способствуют становлению у воспитанников ценностей здорового образа жизни, обеспечивают условия для достижения социально задаваемых норм физического развития и физической подготовленности воспитанников, для развития умственных и познавательных, творческих способностей воспитанников, формирования интегративных качеств, реализуя индивидуальный подход к воспитанникам.
Анализируя предметно-развивающую среду ДОУ, можно сказать, что принцип ее построения соответствует личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком. Для обеспечения познавательного развития в детском саду функционирует:
-
кабинет логопеда (коррекционные игры, пособия и др.);
-
зимний сад (цветущие растения, аквариумы с рыбками и др.);
-
уголок леса, сада, цветники;
-
площадка ГАИ, комната ПДД.
Художественно - эстетическая работа осуществлялась в различных помещениях к которым относятся:
-
музыкальный зал;
-
ширмы для кукольного театра, наборы кукол, костюмы, декорации и др.
Для социально — личностного развития каждого ребенка организованы:
-
уголок психолога (игры по социально-эмоциональному развитию детей, психолого-коррекционные игры);
-
этнографический мини-музей (предметы народного быта и др.).
Дошкольное учреждение проводит целый ряд мероприятий по обогащению и озеленению своей территории: субботники, уход за клумбами в весеннее-летний период. Коллектив МКДОУ организует работу летом так, чтобы детям было интересно в детском саду, а родители (законные представители) были спокойны за их здоровье. Летний период года благоприятен для решения таких задач, как: оздоровление детей, познавательное развитие детей, художественно-эстетическое, социальное развитие. Составляется план организационно-хозяйственной работы в летний период времени каждого ДОУ.
Заключение
Модернизация системы образования в России предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям и к организации в них воспитательно – образовательного процесса.
В МКДОУ разрабатывается проект основной общеобразовательной программой дошкольного образования в учётом ФГОС. Цели:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Задачи:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Современное общество стоит перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен. МКДОУ № 6 активно ведет поиск нового облика образовательного учреждения, отвечающего запросам времени, Федеральным государственным образовательным стандартам, соответствующего потребностям и запросам родителей (законных представителей), индивидуальности развития каждого ребёнка.